Перейти к:
Организация первичной медико-санитарной помощи маломобильным группам населения: требования к организации доступной среды
https://doi.org/10.15829/3034-4123-2024-18
EDN: CDBEQQ
Аннотация
Организация медицинской помощи маломобильным группам населения (МГН) требует обеспечения дополнительных условий — создания доступной среды в медицинских организациях (МО) и на прилегающих территориях.
Цель. Изучение принципов организации безбарьерного и безопасного пространства для МГН в МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Материал и методы. В рамках исследования проведен поиск и анализ нормативных правовых документов и статистических данных, относящихся к тематике организации доступной среды для инвалидов и других МГН. Использованы данные официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики и Всероссийского центра изучения общественного мнения. Поиск нормативных правовых актов осуществлялся с помощью справочной правовой системы "КонсультантПлюс". Применены методы дескриптивной статистики и контент-анализа.
Результаты. Тенденция к увеличению числа лиц с повторно признанной инвалидностью и числа детей-инвалидов позволяет прогнозировать дальнейший рост числа инвалидов во взрослом возрасте. Организация условий доступности и безбарьерности является необходимым условием при посещении такими пациентами МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Требования к ним регламентированы большим числом руководящих документов, в ходе настоящего исследования проведена их систематизация.
Заключение. Увеличение численности МГН определяет актуальность задачи создания безбарьерной среды с учетом потребностей лиц с различными нарушениями здоровья и мобильности. Помимо создания технических условий безбарьерной и безопасной среды, необходим комплекс организационных решений, включая порядок действий сотрудников, отвечающих за распределение потоков пациентов в МО, и их взаимодействие. Федеральные государственные образовательные стандарты и типовые должностные функции работников МО (медицинская сестра, медицинский регистратор, медицинский администратор) нуждаются в доработке в части конкретизации их участия в оказании помощи МГН.
Ключевые слова
Для цитирования:
Шепель РН, Сененко АШ, Савченко ЕД, Гармаева АБ, Драпкина ОМ. Организация первичной медико-санитарной помощи маломобильным группам населения: требования к организации доступной среды. Первичная медико-санитарная помощь. 2024;1(1):22-31. https://doi.org/10.15829/3034-4123-2024-18. EDN: CDBEQQ
For citation:
Shepel RN, Senenko AS, Savchenko ED, Garmaeva AB, Drapkina OM. Provision of primary health care for people with disabilities: requirements for accessible environment organization. Primary Health Care (Russian Federation). 2024;1(1):22-31. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/3034-4123-2024-18. EDN: CDBEQQ
Введение
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), являясь основой системы здравоохранения, в рамках выполнения своих функций должна быть доступна всему прикрепленному населению. В этом отношении особого внимания заслуживают пациенты, относящиеся к маломобильным группам населения (МГН), поскольку ограничения их передвижения могут напрямую влиять на возможность получения медицинской помощи в медицинской организации (МО), если соответствующим образом не организованы условия. Следует отметить, что МГН составляют не только инвалиды, но и все другие категории населения, чья мобильность ограничена (постоянно или временно) в результате нарушений их здоровья или наличия других внешних причин. По определению к МГН отнесены: "инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастных групп, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д." 1. Тем не менее основное внимание при обсуждении вопросов обеспечения равной доступности, прежде всего, уделяется лицам с инвалидностью как наиболее многочисленной категории, составляющей МГН, с наибольшими потребностями в помощи.
Цель исследования — изучение принципов организации безбарьерного и безопасного пространства для МГН в МО, оказывающих ПМСП.
Материал и методы
Для изучения были использованы:
— нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, размещенные в справочной правовой системе "КонсультантПлюс";
— данные официальных сайтов Росстата и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ);
— Государственные общероссийские стандарты (ГОСТ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
— материалы официальных сайтов Организации объединенных наций (ООН) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ);
— типовые должностные инструкции (источник — справочная правовая система КонсультантПлюс) и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) социального работника, медицинского регистратора, медицинского администратора, медицинской сестры.
Использованы методы исследования: дескриптивной статистики, контент-анализ. Анализ статистических данных проводился с помощью электронных таблиц Microsoft Office Excel 2016.
Представленное исследование не противоречит принципам Хельсинкской декларации.
Результаты
В 2018 г. ВЦИОМ провёл опрос о восприятии населением Российской Федерации положения инвалидов в России, в котором приняли участие 1 600 респондентов: инвалиды и члены их семей, лица, имеющие и не имеющие знакомых инвалидов. Из числа опрошенных 37% инвалидов были согласны с тем, что за последние 5-10 лет отношение к инвалидам улучшилось, 43% считали, что всё осталось без изменений, 16% — ухудшилось и 4% затруднялись с ответом. Подробно результаты опроса 2 приведены в таблице 1. Согласно представленным данным, наибольшее количество усовершенствований было реализовано в Москве и Санкт-Петербурге.
За последующие пять лет — с 2018 по 2022гг — общее число инвалидов снизилось на 6,5% (рисунок 1), но число взрослых с 3 группой инвалидности увеличилось на 2,5%, а детей-инвалидов — на 10,7%. По состоянию на 01 января 2022г в Российской Федерации насчитывалось 11 330 574 инвалидов (7,7% общей численности населения) 3.
Несмотря на снижение общей численности инвалидов в период 2018-2022гг, в Российской Федерации доля лиц в возрасте ≥15 лет, не способных вести активный образ жизни, не только не снизилась, но и несколько увеличилась, составив в 2022г 86,7% (2018г — 86,2%) (рисунок 2).
Следует отметить, что трудности с передвижением имеют не только лица с проблемами со стороны опорно-двигательного аппарата, но и с нарушениями слуха, зрения, мнестическими и другими расстройствами. Авторами проанализирована численность инвалидов по отдельным категориям нарушений, связанных с дезориентацией в пространстве и/или сложностями при передвижении: нарушение слуха или зрения, одновременное нарушение слуха и зрения, нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, из числа последних — вызывающие необходимость использования при передвижении кресла-коляски (таблица 2).
Таким образом, за период 2018-2022гг отмечается:
— увеличение повторно признанных инвалидами по категориям "нарушение зрения" и "нарушение нейромышечных скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций";
— увеличение числа как впервые признанных (в 1,9 раза), так и повторно признанных инвалидов по категории "одновременное нарушение слуха и зрения", что также оказывает влияние на статодинамические функции;
— увеличение числа лиц с нарушениями, вызывающими необходимость использования при передвижении кресла-коляски (в 2,1 раза).
Таблица 1
Результаты опроса ВЦИОМ 2018г о доступности городской среды для людей с инвалидностью,
% от числа респондентов (по материалам официального сайта ВЦИОМ)
Элементы доступной среды | Доля положительных ответов, ٪, с детализацией по типам населённых пунктов | ||||||
все | города с численность населения, ед.: | жители сельских территорий | |||||
Москва и Санкт-Петербург | ≥1 млн чел. | 500-950 тыс. чел. | 100-500 тыс. чел. | <100 тыс. чел. | |||
Пандусы | 59 | 68 | 57 | 66 | 64 | 57 | 49 |
Парковки для инвалидов | 50 | 72 | 61 | 58 | 55 | 45 | 33 |
Возможности для посадки в транспорт (городской, авиационный, железнодорожный) на инвалидной коляске | 26 | 57 | 39 | 30 | 27 | 16 | 10 |
Отдельные туалеты в общественных местах | 25 | 53 | 39 | 36 | 26 | 13 | 9 |
Специальные лифты и подъемники в зданиях | 21 | 42 | 32 | 30 | 21 | 14 | 8 |
Тактильные таблички в зданиях | 20 | 29 | 24 | 27 | 25 | 14 | 13 |
Тактильные плитки для слабовидящих людей | 20 | 38 | 30 | 26 | 22 | 13 | 8 |
Другое | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | 6 | 4 |
Никаких нет | 13 | 2 | 5 | 5 | 8 | 13 | 29 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 2 | 5 | 4 | 4 | 7 | 5 |
Рис. 1. Численность инвалидов в 2018 и 2022гг в Российской Федерации, абс. значения и динамика (%).
Рис. 2. Способность вести активный образ жизни инвалидами в возрасте 15 лет и старше в 2018 и 2022гг в Российской Федерации, %.
Рис. 3. Структура нарушений, связанных с дезориентацией в пространстве и/или сложностями при передвижении, Российская Федерация, 2022г.
Таблица 2
Распределение признанных инвалидами граждан в возрасте 18 лет и старше по отдельным категориям нарушений в 2018 и 2022гг 4
Тип нарушения | Впервые признанные, абс. число | Динамика, ٪ | Повторно признанные, абс. число | Динамика, ٪ | ||
2018г | 2022г | 2018г | 2022г | |||
Нарушение слуха | 14 946 | 12 100 | -19,0 | 17 362 | 9 583 | -44,8 |
Нарушение зрения | 19 818 | 16 438 | -17,1 | 44 645 | 56 104 | +26,7 |
Одновременное нарушение слуха и зрения | 2 525 | 4 888 | +93,6 | 3 481 | 4 127 | +18,6 |
Нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций | 156 265 | 133 111 | -14,8 | 303 886 | 515 929 | +67,8 |
из них нарушения, вызывающие необходимость использования при передвижении кресла-коляски | 43 946 | 62 845 | +43,0 | 65 446 | 138 821 | +112,1 |
В 2022г в структуре рассматриваемых нарушений преобладали нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, в т.ч. у трети пациентов имелась необходимость в использовании кресла-коляски (Рис. 3).
Решение вопроса снижения неравенства и поддержания справедливости в отношении здоровья людей с инвалидностью является одной из ведущих задач во всем мире, и эта задача носит межведомственный характер. Согласно оценкам ВОЗ, 16% мирового населения страдает значительными ограничениями, связанными с различными нарушениями здоровья. На медико-санитарные потребности людей с инвалидностью, помимо нарушений здоровья различного характера, влияют разнообразные факторы, в т.ч. пол, возраст, религиозная, расовая и этническая принадлежность, а также экономическое положение 5. Важно учитывать возможное наличие факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем). Кроме того, данная группа населения может иметь низкий уровень жизни не только из-за снижения возможности себя обеспечить, но и вследствие недостатка знаний о возможностях реабилитации, негативного отношения со стороны окружающих, включая работников здравоохранения, и затруднения беспрепятственного доступа в различные организации, в т.ч. медицинские.
Начало формирования международных подходов в обеспечении равных возможностей получения медицинской помощи инвалидами связано с принятием в 1971г ООН первой декларации "О правах умственно отсталых лиц" 6. В 2006г была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Конвенция о правах инвалидов", которая охватывает, в частности, вопросы доступности зданий, объектов, услуг и информации, а также принятия мер, включающих выявление и устранение препятствий и барьеров, снижающих доступность 7. Данная декларация дополнена важными пунктами, актуальными и в настоящее время: разработка и внедрение различных видов услуг помощников и посредников (в т.ч. проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков), оборудование средствами обеспечения доступности зданий и других объектов, открытых для населения. В декларации ООН от 2013г говорится о ликвидации барьеров, существующих в окружающей среде, включая транспорт, учебные и медицинские учреждения, отдаленные или сельские районы, где инвалиды в течение всей жизни могли бы полностью раскрыть свой потенциал 8. ВОЗ в 2022г составила 40 целевых направлений для продвижения глобальных приоритетов в области здравоохранения, в числе которых:
— "предоставление возможности для оказания комплексной помощи, ориентированной на нужды людей, с обеспечением доступности для людей с инвалидностью и вблизи места их проживания;
— использование принципов универсального дизайна при строительстве или реконструкции медицинских учреждений и служб;
— предусмотрение надлежащих разумных приспособлений с учетом нужд людей с инвалидностью" 9.
В Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение в случае болезни, по возрасту, инвалидности и иных случаях, установленных законодательством 10 11 12 13.
С целью реализации направлений реабилитации и абилитации в Российской Федерации выполняется государственная программа "Доступная среда" (2011-2025гг) 14. Целью этой программы является интеграция инвалидов в общество и улучшение качества их жизни, что соответствует целям устойчивого развития (ЦУР 10) "Уменьшение неравенства" 15. За период с 2011 по 2021гг удалось достичь следующих результатов:
— "25% эфирного времени общероссийских обязательных телеканалов с субтитрами;
— 1,6 млн инвалидов получают технические средства реабилитации;
— в 81 регионе создана сеть образовательных организаций с условиями инклюзивного образования;
— до 26% в целом по стране возросла доля городского транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов;
— доступность наиболее посещаемых объектов выросла до 67,5%"16.
В связи с тем, что к МГН относятся не только инвалиды, но и лица без инвалидности, имеющие различные нарушения мобильности, дальнейший анализ нормативных правовых документов проводился с учетом доступности и безопасности МО при предоставлении медицинской услуги для всех категорий МГН. Были изучены нормативные правовые документы, регламентирующие организацию пространства для МГН, в т.ч. ГОСТы, охватывающие вопросы тактильных направляющих, вспомогательных технических средств, кресел-колясок, опорных стационарных устройств, эвакуационных путей и выходов, шрифта Брайля, требований доступности и безопасности общественного пассажирского транспорта (их перечень приведён в Приложении). ГОСТы предоставляют исчерпывающую информацию для конструирования данной среды не только в условиях оказания медицинской помощи, но и во всех остальных случаях, когда предполагается нахождение или передвижение данной категории граждан, в т.ч. пользование общественным транспортом или получение иных услуг. При этом проектные решения должны учитывать возможности МГН всех групп мобильности: как не имеющих инвалидность, но со сниженной мобильностью, так и инвалидов, пользующихся белой тростью; лиц, использующих при движении дополнительные опоры; передвигающихся на кресле-коляске; а также немобильных людей; нетранспортабельных людей; людей с ограниченной степенью свободы, в т.ч. с психическими отклонениями.
Особое значение такие решения имеют при организации ПМСП как вида помощи, максимально приближенного к месту жительства таких пациентов на основе территориально-участкового принципа и реализующего основные задачи по их наблюдению преимущественно в амбулаторных условиях11. Поэтому создание равных условий доступности МО, оказывающих ПМСП, для лиц из числа МГН является принципиально важным, прежде всего, с точки зрения самой возможности получения ими ПМСП. Помимо выполнения технических требований, такая задача нуждается в целом ряде организационных решений.
Прежде всего, на основании имеющихся нормативных правовых документов в МО должны быть разработаны локальные акты, определяющие безопасность и доступность пространства (прилегающую территорию и зону внутри МО) для МГН. В целях выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, руководителям МО рекомендуется создавать комиссии, в число задач которых включается реализация периодического внутреннего контроля 17.
Согласно практическим рекомендациям Росздравнадзора, в ходе проведения таких мероприятий должен осуществляться надзор по следующим пунктам:
— наличие и исправность систем жизнеобеспечения, в т.ч. организация мест общего пользования для МГН, включая наличие кнопок вызова персонала при входе в МО и в туалетах, поручней, пандусов, подъемников, минимум 1 лифта с резервным электроснабжением, специально оборудованных туалетных комнат;
— профилактика падений: безопасная планировка в МО; оптимальный выбор напольного покрытия и стен; рациональная организация освещения; информирование пациентов и их сопровождающих по вопросам профилактики падений 18;
— обеспечение возможности самостоятельного безопасного передвижения МГН на прилегающей территории и внутри МО либо передвижения с помощником.
При выполнении этих условий должны быть отрегулированы порядки действий ответственных работников при посещении МО лицами из числа МГН, в т.ч. с сопровождением (родственником или социальным работником) и без сопровождения, а также порядок действий по эвакуации МГН в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Следует учитывать возможность обращения в МО пациента из числа МГН с собакой-проводником 19.
Минтруда России в 2015г разработало документ об условиях доступности в сфере труда, занятости и социальной защиты населения 20. Помимо создания безбарьерной среды внутри и на прилегающей территории, возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, организуется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг для инвалидов.
Авторами проанализированы ФГОСы и типовые должностные инструкции работников, отвечающих за распределение потоков граждан в МО: медицинской сестры, медицинского регистратора, медицинского администратора и социального работника. Во ФГОС по специальности 34.02.01 "Сестринское дело" указано только, что медицинские сестры должны "выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам" 21. Во ФГОС по профессии 040401.01 "Социальный работник" указано, что данные работники должны "содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-медицинских услуг, оказывать первую медицинскую помощь" 22. Типовыми формами должностных инструкций определено, что администратор МО "осуществляет маршрутизацию пациентов с учетом цели их обращения и регулирование потоков перед кабинетами врачей" 23, а социальный работник "содействует в оказании получателю социальных услуг медицинской помощи (сопровождение в МО по направлению, взаимодействие с лечащим врачом, доставка анализов по направлению)" 24. Таким образом, в настоящее время только у социальных работников во ФГОСах и типовых должностных инструкциях имеются в явном виде отдельные положения об оказании помощи МГН при получении медицинских услуг в МО.
Обсуждение
Данные об увеличении числа лиц, повторно признанных инвалидами, и числа детей-инвалидов позволяют прогнозировать дальнейший рост числа инвалидов во взрослом возрасте, а следовательно, рост потребности в обеспечении доступной среды и комфортных условий для МГН, в т.ч. в МО, оказывающих ПМСП. Поиск направлений улучшения доступной среды, интеграции в современный мир, комплексного подхода при взаимодействии исполнительных структур, образовательных программ в части наличия компонентов, посвященных вопросам доступной среды, находится в зоне активного внимания исследователей [1-4].
Решения для реализации доступной среды регламентированы многочисленными ГОСТами и Сводом правил, которые необходимо учитывать при организации пространства в МО и на прилегающей территории.
В части организации процессов в МО необходима доработка локальных актов, регулирующих порядок действий работников при посещении пациентами из числа МГН, с учетом возможности возникновения чрезвычайной ситуации, а также обучение работников МО, оказывающих ПМСП, особенностям работы с этой категорией лиц.
Заключение
- Тенденция к увеличению численности МГН населения определяет актуальность задачи создания безбарьерной среды с учетом потребностей лиц с различными нарушения здоровья или мобильности.
- Требования по обеспечению технических условий безбарьерной и безопасной среды для МГН имеют особую актуальность для МО, оказывающих ПМСП, отражающую задачи этого вида медицинской помощи.
- Помимо создания технических условий, необходим комплекс организационных решений, включая порядок действий сотрудников, отвечающих за распределение потоков пациентов в МО, оказывающих ПМСП, и их взаимодействие.
- ФГОС и типовые должностные функции работников МО, оказывающих ПМСП (медицинская сестра, медицинский регистратор, медицинский администратор, социальный работник), нуждаются в доработке в части конкретизации их участия в оказании помощи МГН.
Приложение
Перечень основных ГОСТ и СП, необходимых при проектировании, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, а также территорий общего пользования медицинской организации
№п/п | Наименование ГОСТ и СП |
1 | ГОСТ 19120-93. Межгосударственный стандарт. Мебель для сидения и лежания. Диваны-кровати, диваны, |
2 | ГОСТ 19917-2014. Межгосударственный стандарт. Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия |
3 | ГОСТ З 56177-2020 Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства закрывания дверей (доводчики). Технические условия Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2014 г. № 1357-ст. |
4 | ГОСТ Р 52131-2019. Средства отображения информации знаковые для инвалидов Технические требования. Национальный стандарт Российской Федерации. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.08.2019 № 584-ст. |
5 | ГОСТ Р 52875-2018. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2018 № 1029-ст. |
6 | ГОСТ 12.4.026-2015. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Принят приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. № 614-ст. Введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г. |
7 | ГОСТ 27833-88. Межгосударственный стандарт средства отображения информации термины и определения. |
8 | ГОСТ Р 51671-2020. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии |
9 | ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные |
10 | ГОСТ Р 59601-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Тактильные мнемосхемы и указатели. Разработка, производство, условия применения (Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта |
11 | Приказ МЧС России от 19.03.2020 № 194 (ред. от 21.11.2023) "Об утверждении свода правил СП 1.13130 |
12 | ГОСТ Р ИСО 9999-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. "Классификация и терминология" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.08.2019 № 586-ст). |
13 | ГОСТ Р 56832-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Шрифт Брайля. Требования и размеры |
14 | ГОСТ Р 51083-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски с ручным приводом. |
15 | ГОСТ Р 51090-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.10.2017 № 1333-ст). |
16 | ГОСТ Р ИСО 23600-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1171-ст). |
17 | ГОСТ Р 56421-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.06.2015 № 563-ст). |
18 | ГОСТ Р ИСО 17049-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Доступный дизайн. Применение шрифта Брайля на указателях, оборудовании и аппаратах (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.10.2015 |
Примечание: усовершенствование было реализовано в Москве и Санкт-Петербурге.
1 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденный и введенный в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020г № 904/пр. https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/117294/ (21 июля 2024г).
2 Восприятие населением РФ положения инвалидов в России. Опрос ВЦИОМ. https://wciom.ru/presentation/prezentacii/vosprijatie-naseleniem-rf-polozhenija-invalidov-v-rossii (07 июля 2024г).
3 Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (07 июля 2024г).
4 Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов. Распределение признанных инвалидами по преимущественным основным видам стойких нарушений функций организма человека. https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (07 июля 2024г).
5 Всемирная организация здравоохранения. "Инвалидность, общая информация". https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (21 августа 2024г).
6 Декларация о правах умственно отсталых лиц, принятая резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971г. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (05 августа 2024г).
7 Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006г. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (05 августа 2024г).
8 Итоговый документ заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи, посвященного вопросам достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и других согласованных на международном уровне целей в области развития в интересах инвалидов: путь вперед — повестка дня в области развития с участием инвалидов на период до 2015г и после него, принятая резолюцией 68/6 Генеральной Ассамблеи от 9 октября 2013г. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disability2015.shtml (25 июля 2024г).
9 Глобальный доклад о справедливости в отношении здоровья людей с инвалидностью: резюме. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2022г. https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/365254/9789240064553-rus.pdf?sequence=1 (21 июля 2024г).
10 Конституция Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/acts/constitution (21 июля 2024г).
11 Федеральный закон от 21 ноября 2011г № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". https://minzdrav.gov.ru/documents/7025 (21 июля 2024г).
12 Федеральный закон от 28 декабря 2013г № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". http://government.ru/docs/all/101043/ (21 июля 2024г).
13 Постановление Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022г № 588 "О признании лица инвалидом". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204080035?ysclid=m0dxnprs5a178749338 (21 июля 2024г).
14 Информационно-аналитический портал государственной программы Российской Федерации "Доступная среда". https://zhit-vmeste.ru/ (21 июля 2024г).
15 Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030г. https://www.economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf?ysclid=m0dxth3r9e574702954 (21 июля 2024г).
16 Итоги выполнения госпрограммы "Доступная среда" Российской Федерации. https://zhit-vmeste.ru/itogi-vypolneniya-gosprogrammy-dostupnaya-sreda/. (21.08.2024г).
17 Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное приказом Минздрава России от 31 июля 2020г № 785н. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74610282/ (18 июля 2024г).
18 Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) Вторая версия. ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора от 01 июля 2023г). https://sudact.ru/law/predlozheniia-prakticheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-vnutrennego-kontrolia/ (18 июля 2024г).
19 Федеральный закон от 27 декабря 2018г № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". http://government.ru/docs/all/120024/ (18 июля 2024г).
20 Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Минтруда России от 30 июля 2015г № 527н. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509180024?ysclid=m0dy0kq9or469991497 (18 июля 2024г).
21 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 сестринское дело, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 527. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/
0001202207290028?ysclid=m0dy3myv36799367394 (05 августа 2024г).
22 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 040401.01 социальный работник, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013г № 690. https://base.garant.ru/70444458/?ysclid=m0dy4v4826262834324 (05 августа 2024г).
23 Форма: Должностная инструкция администратора медицинского центра (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024). https://www.consultant.ru/law/podborki/medicinskij_registrator/ (05 августа 2024г).
24 Форма: Должностная инструкция социального работника (профессиональный стандарт "Социальный работник") (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024). https://www.consultant.ru/law/podborki/dolzhnostnaya_instrukciya_socialnogo_rabotnika/ (05 августа 2024г).
Список литературы
1. Яркина В.К., Ажгихин С. Г. Проблемы формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан пожилого возраста и поиск направлений их решения. Наукосфера. 2023;2-1:156-9.
2. Владимирова О.Н., Ивашкина Ю.Ю., Ковалёв В.А., Матвеева М.В. Система подготовки кадров в области формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;2(62):26-33. doi:10.36906/2311-4444/23-2/03.
3. Ахметов Л.А., Кирсанов К.А. Реализация региональных программ в области организации доступной среды для инвалидов: социально-экономический аспект. Вестник евразийской науки. 2022;14(3):27ECVN322.
4. Курганова К.И. Проблемы формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Журнал правовых и экономических исследований. 2023;1:230-5. doi:10.26163/GIEF.2023.17.82.032.
Об авторах
Р. Н. ШепельРоссия
К.м.н., зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности, доцент кафедры терапии и профилактической медицины
Москва
А. Ш. Сененко
Россия
Сененко Анна Шамильевна — к.м.н., в.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Москва
Е. Д. Савченко
Россия
К.м.н., в.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи
Москва
А. Б. Гармаева
Россия
Эксперт группы по организации медицинской помощи отдела организационно-методического управления и анализа оказания медицинской помощи
Москва
О. М. Драпкина
Россия
Академик РАН, д.м.н., профессор, директор; главный внештатный специалист по терапии и общемедицинской практике Минздрава России; зав. кафедрой терапии и профилактической медицины
Москва
Что известно о предмете исследования?
- Организация медицинской помощи маломобильным группам населения требует обеспечения условий доступной среды в медицинских организациях (МО) и на прилегающих территориях, требования к которым определены многочисленными разрозненными документами.
Что добавляют результаты исследования?
- Систематизированы нормативные правовые акты в части регулирования доступной среды в МО. Помимо технических условий, необходим комплекс организационных решений, в т.ч. порядок действий сотрудников, отвечающих за распределение потоков пациентов в МО, и их взаимодействие.
Рецензия
Для цитирования:
Шепель РН, Сененко АШ, Савченко ЕД, Гармаева АБ, Драпкина ОМ. Организация первичной медико-санитарной помощи маломобильным группам населения: требования к организации доступной среды. Первичная медико-санитарная помощь. 2024;1(1):22-31. https://doi.org/10.15829/3034-4123-2024-18. EDN: CDBEQQ
For citation:
Shepel RN, Senenko AS, Savchenko ED, Garmaeva AB, Drapkina OM. Provision of primary health care for people with disabilities: requirements for accessible environment organization. Primary Health Care (Russian Federation). 2024;1(1):22-31. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/3034-4123-2024-18. EDN: CDBEQQ